Четвертая игра «Что? Где? Когда?»
летней серии 25 июня

Совет старейшинам


Игра старейшин клуба. Как гласят словари, старейшины - это, как правило, наиболее и опытные члены рода, клуба или политического органа. Их значение и мнение важны для нас, так как обеспечены жизненным опытом, знанием традиций и обычаев. Наверное именно поэтому с таким интересом зрители ожидали именно эту игру. Летний сезон, как мы с вами уже отмечали, особенен тем, что наиболее отчетливо вырисовывается картина смены поколений в клубе знатоков. И эта смена поколений отражается не только и не столько в возрастном составе тех, кто сидит за игровым столом, сколько новыми тенденциями в формировании структуры вопросной базы, самой схематики построения вопроса, а также изменением тактической схемы их раскрутки и генерирования версий, нахождения правильного ответа.

Представление этой команды, перечисление их титулов занимает по времени в эфире наибольшее место среди всех существующих и играющих команд. Фамилии игроков стали уже символами игры. Не даром ходит легенда о том, что говорим «Что? Где? Когда?» - подразумеваем Друзь, а говоря Друзь - подразумеваем «Что? Где? Когда?»"

Теперь к игре. Ее интрига - это определение современного тренда игрового поведения клуба: безоговорочное лидерство старейшин и, соответственно, классической, устоявшейся десятилетиями формы обсуждения. Вместе с тем это подтверждение существующего тренда смены поколений и появления нового формата игрового взаимодействия.

Первый вопрос игры лишний раз подтверждает, что его Величество Волчок выбирает такую смену форм и образов в построении вопросов, которые становятся все ближе к нам - зрителям и почитателям игры. Иногда эта излишняя утилитарность вопросов кажется нарочитой, иногда даже вызывающей. Так и в данном случае. Тяжелое вязкое обсуждение предмета и обсуждением-то назвать сложно. Это скорее попытка осознать - для чего? Для чего задан этот вопрос? Мы не говорим о счете и победных баллах. Попытка команды найти хотя бы какое-то применение радостно спотыкается о пакетик с чаем от Александра Друзя. Версия появилась. Теперь уже значительно легче. Отвечать приходится Леониду Тимофееву, который пытается объединить необъединяемое. Балл уходит телезрителям. А мы в очередной раз видим, что современный образ утилитарных предметов в вопросах приводит знатоков в тупик. Глубина знаний не срастается с житейской смекалкой.

Второй вопрос. Согласен с господином Ведущим, выбор Волчка, - это серьезное испытание. Он формирует общее полотно игры, определяя линию обсуждения, заданную настроением команды. Конечно же первый вопрос, который в игровом плане нелегко дался команде, не добавляет спокойствия, а, наоборот, усиливает мандраж! Даже опытный Друзь вынужден признать это. Хотя какое волнение у старейшин! Мы же на них равняемся. Мы - это и зрители, и весь играющий клуб. Именно о нем и был задан второй вопрос. Вопрос на классические ассоциации и образное мышление. Не штампованные знания и заготовленные шутки, а ассоциации и образы. Образ, созданный историком и культурологом Йоханом Хёйзингой, очень фактурен и чувственен. Чтобы ответить на этот вопрос, надо пропустить слова через себя, погрузиться в ткань ощущений. И тогда ответ у тебя появится, ты его не найдешь, нет, ты его почувствуешь. А может виной не первый вопрос, сбивший настрой команды, а именно ситуация в самом клубе. Когда смена игрового состава, появление новых и молодых, увеличивает соперничество и обостряет противостояние, не только за игровым столом, но и в окружении? Да, ответа команда не находит, как, видимо и ощущения единства и «клубности», в последнее время. Победа телезрителя. Блестящий вопрос. Классика ассоциаций.

Третий раунд. Волчок с упорством, возможно более необходимом в каком-то ином процессе, продолжает ввинчивать новые форматы вопросов, новые образы и понятия, обостряя ситуацию эволюционных изменений в клубе. Карта с яркими точками создает у играющей команды идеи, совсем отличные от образов молодежи, нового поколения, поколения гаджетов и Инстаграма. Если жить этими образами и эмоциями, где все впечатления немедленно оказываются в Сети, становятся всеобщим достоянием и это является одной из форм твоего существования, то конечно же, выйти на верную версию не сложно. Для нас же, выросших на ценности семейного фотоальбома, это непросто: не те ощущения. Общими усилиями мы понимаем, где же расположены самые фотографируемые места в мире. Возьмите себе на заметку, это крайне удобно при планировании отдыха. Там, где все темно, вы будете первым, а в гуще ярких вспышек - одним из многих.

Четвертый вопрос про филера, который вынужден скрывать под кличками своих подопечных, уже возвращает нас в классику игры. Виной тому, возможно, тайная связь Александра Друзя с Волчком или откинувшийся в кресле для получения озарения Борис Левин, но вопрос дожат и отвечен. На последних секундах обсуждения дожат, доработан и взят. Поскольку пол муравья определить нам не дано, то и филер наказан. Вероятнее всего, его оштрафовали рублем.

Пятый вопрос, который выбрал Волчок. Это просто сложный вопрос. Сложный, но игровой. И опять у нас с вами есть возможность оценить: необходимо ли глубинно знать историю кино или необходимо проникнуть в ситуацию момента. Мысль смотреть десятичасовой фильм о том, как мальчик красит забор, никаким образом не возникнет у нас, людей более старшего классического поколения. Это, скорее, образы молодых, когда злая ирония над обществом находит отклик и вызывает реакцию, становится стилем, некой визитной карточкой. А нам остается пожалеть английских цензоров, которые в течение долгих часов вынуждены были просматривать это «произведение».

Суперблицы в этом году не идут. Нет практически ни одного игрока, способного докрутить вопросы в одиночку. Пожалуй, лишь один образ и символ суперблица в исполнении Бориса Белозерова, стал «образом» игры, игры молодых, игры нового поколения. Борису Левину же это не удается. И если классику Фаины Раневской, на которой мы выросли, Борис накрывает не задумываясь, то дальше все сложнее. Классика затопления космического корабля не вызывает прямых ассоциаций. Хотя, уверен, при прочих равных в иной ситуации Борис Левин, легко бы, даже без размышления, ассоциативно ответил. «Зачем Герасим утопил Муму?» Только полностью откинувшись в кресле, соединив себя с клубом и ситуацией, мы выходим на Герасима. Но это не спасает. Гафта, в этой ситуации брать сложно. Возможно, если бы вопрос был записан в блокнотике, то зрительный ряд подвел бы к ответу. Но темп, время, ситуация, образы… Мы выросли на Фантомасе, а кто-то на Гафте, и им в этой ситуации проще.

Дальнейшее развитие ситуации тоже крайне редко для игры. Когда суперблиц меняет блиц. Когда снова необходимо перестроиться, и вместо привычного минутного обсуждения, дробить игру. Когда необходимо накрывать сразу, когда нет возможности, полистать странички твоей внутренней энциклопедии.

Вопрос про продажу номеров на двери квартир более чем очевиден. Математический ряд здесь не при чем. Мы просто это делали. Мы это понимаем. Это классика.

Вопрос второй блица немного шокировал участников съемок. Так получилось, что заглядывать в ванную комнату у нас не принято. А тем более разглядывать нижнее белье участников съемок. Поэтому и выход на ответ не прост - он в другом отношении и в другом ощущении. Уверен, что молодежи в этом смысле проще. Другие ценности и принципы. Нет, я не говорю, что они готовы подглядывать, но относятся к этому проще.

Третий вопрос про осьминога, это уже завершение. Нет и обсуждения, чистые знания. Блиц накрыли. Балл заработали. Молодцы!

Отличный вопрос про Стива Джобса и новый аппарат. Классика командной работы. Вопрос по формату именно для командной игры. Поташев отмечает пузырьки из аквариума, тут же подхватывает Сиднев, обрабатывает их в свободное пространство внутри корпуса, далее Леонид Тимофеев, обрабатывая по ходу версию, победно добивает - меньше аппарат быть может, внутри есть пустота. Браво!

Веселые картинки из Еревана. Опять современный образный вопрос. Он не форматен и не привычен. Его невозможно пропустить через простой отбор. Нужны эмоции. И фото к этому призывают. Видно, что образам некомфортно, что они противоестественно напряжены. Далее, переход на авто... Увы... Мы давно ремонтируем авто только в сервисах, о запчастях не думаем. Тем более об их оригинальности. Ушли образы...

Вопрос про букву «ё». Классика образов и знаний. Вопрос не вызывает сложности у команды. Один из немногих моментов, когда визуализация образа, легко выводит на правильную логику ответа.

5:5!

Наш выход, господа!

Я не устаю повторять, что в современном формате игры 13-ый сектор играет ключевую и решающую роль. Его роль возрастает от момента начала игры к ее финалу. И если в середине игры, как мы видим по предыдущим передачам, наши вопросы являлись переломными по ситуации игры, по ее течению и настроению, то в данном случае, нам суждено поставить точку в игре.

73 921 вопрос был прислан к моменту выпадения 13-ого сектора – это очень большое количество заявок на победу. Теперь нам необходимо поработать и над качеством. Решающий вопрос должен быть идеален. Сложным по форме, ассоциативным по содержанию, зрелищным и многовариантным по ответу.

Владимир Борисов из города Пскова порадовал нас классикой братьев Стругацких: «Как, по их мнению, начинается 83% дней?»

На первых секундах возникает будильник. А что, есть еще что-то, что будит Вас? Кому-то повезло больше, и его будит мама. Но ранний подъем, его ощущения и легкий холодок есть в памяти у каждого. Команда пытается придумать еще что-то: нарезая бутерброды и заваривая кофе. Но это все мы делаем уже проснувшись. Первые гадкие трели будильника ближе. Найти другой вариант невозможно. Остается убедить себя в подъеме в субботу. Вспомнить «Понедельник начинается в субботу» Так, это все из области знаний, без подробной привязки к месту.

Ответ команды знатоков - верный, это будильник, и он приносит им победу.

Нам необходимо работать над вопросами. Мы уже стали частью игры. Ее серьезной, определяющей частью. Мы не можем оставаться на уровне обычных простых вопросов. Игра диктует другие условия. Мы готовы помогать Вам! Ждем вопросов и консультаций!

Удачи нам всем в следующей игре!

Ваши комментарии

comments powered by HyperComments

Немного о наших целях

Нас ждут новые игры, и новые вопросы. Уверен, что с каждой игрой они будут все интереснее и интереснее. Нас ждут новые победы, и новые призы!

Помните, мы вместе! Наша команда «Мир»!

Алексей Блинов

〈 на главную